Главная > Разное > Бизнес-консультанты: какие бывают и для чего нужны

Бизнес-консультанты: какие бывают и для чего нужны

Когда «болезни» быстрого развития предприятия становятся особо ощутимыми, владелец компании пробует найти всему происходящему объяснение. И либо начинает читать книги без разбору, либо все же зовет консультанта. А так как спектр предложений консалтинговых услуг достаточно широк, то начинает руководитель, обычно с того, что подешевле.

Зачем нужны консультанты в бизнесе

Попробуем создать некую типологическую классификацию бизнес-консультантов.



Первый тип. Те, что подешевле – это, как правило, активные молодые люди, недавно окончившие престижный вуз, начитанные и наслушавшиеся заезжих тренеров, но не имеющие собственного опыта ведения бизнеса и слабо представляющие, как книжные знания (чаще всего импортные) «переложить» на нашу действительность. Пообщавшись с такими консультантами, консервативный руководитель-практик получит море удовольствия: узнает много нового и интересного, освоит специальную терминологию, изучит новомодные концепции и методики. Но что же делать с собственным предприятием, так и не узнает.

Второй тип. За решением вопроса «Что делать?» владелец компании может обратиться к более опытным консультантам. Это, как правило, люди зрелые: либо бывшие руководители, либо профессора-теоретики, набравшиеся знаний о бизнесе в тиши кабинетов. За приличный гонорар эти консультанты предложат пакет готовых решений и с чувством выполненного долга оставят клиента наедине с его проблемами. И если он еще способен думать сам, то какие-то из рекомендаций (на свое усмотрение и по-своему!), конечно, воплотит. Результат от такого внедрения обычно бывает краткосрочным и половинчатым, а иногда — прямо противоположным.

Третий тип. Тогда руководитель может прийти к мысли: а неплохо бы иметь консультанта на постоянной основе. И обязательно найдет такового, примет его в штат на хорошую зарплату и будет требовать с него результаты. Консультант, сдав себя в зависимость от работодателя, конечно, будет зарплату отрабатывать наряду со штатным админом, который предоставляет компьютерные услуги для компании. Но в этом случае нанявший его работодатель по праву босса из всех рекомендаций консультанта будет (если будет!) выбирать те, что ему понравятся. А нравятся обычно рекомендации, которые носят косметический характер, и никак не затрагивают основ построенного бизнеса. Консультант в этом случае соглашается на роль «домашнего доктора», задача которого не столько вылечить пациента, сколько поддерживать вялотекущее заболевание и кормиться, осуществляя длительное лечение.

Такое взаимодействие руководителя и консультанта способно «подлечить симптомы», замедлить темпы падения эффективности, а иногда и восстановить на время прежние темпы ее роста. Но причины «болезни» останутся и рано или поздно обязательно дадут о себе знать.

Четвертый тип. Если руководитель проблемной компании это вовремя осознает, то постарается найти консультанта, который:

  • во-первых, разбирался бы в законах развития организаций и общих тенденциях развития бизнеса;
  • во-вторых, не предлагал бы готовых решений, а организовал бы разработку этих решений силами персонала компании и с обязательным участием и поддержкой самого владельца бизнеса;
  • в-третьих, сопровождал бы внедрение выработанных решений, наблюдая за ходом происходящих изменений и внося при необходимости те или иные коррективы.
Читайте также:

Прокомментируете вышенаписанное?

* обозначены обязательные для заполнения поля