Главная > Разное > AF447 – что могут и чего не могут компьютеры и пара слов о передовом дизайне

AF447 – что могут и чего не могут компьютеры и пара слов о передовом дизайне

рейс AF447

Четыре года назад, в ночь на первое июня 2009 года 228 человек и двухсоттонный Airbus A330-200 c регистрационным номером F-GZCP (именно этот самолёт на фото) исчезли посреди Атлантического океана, между Южной Америкой и Африкой. Самолёт как будто растворился в ночной тьме. Хотя судьба лайнера четыре дня оставалась неизвестной, сомнений в том, что произошла катастрофа ни у кого не было. На сегодняшний день по числу жертв она остаётся самой тяжелой в ХХI веке. Это была первая катастрофа, где самолёт искали не только в океане, но и в интернете. Именно через интернет поступили последние 24 технических сообщения с борта, непосредственно перед крушением, и именно в сеть ушли первые поисковые запросы наземных служб.



Обломки на поверхности океана стали находить на пятый день, но добраться до останков лайнера, лежащих на почти пятикилометровой глубине, и извлечь на поверхность бортовые самописцы, удалось только спустя почти два года. На сегодняшний день причина катастрофы установлена точно, желающие могут ознакомиться со всеми подробностями расследования на сайте avherald.com по запросу номера рейса (AF447) или в более упрощённой форме в Википедии. Вроде бы все точки над i расставлены специалистами. Но нам, простым потребителям услуг гражданской авиации, предлагают примириться с фактом, что полностью исправный новый лайнер с самой передовой в мире (именно так, без всяких оговорок – самой передовой в мире) авионикой в течение четырёх минут может рухнуть в океан с эшелона 360 (10 500 метров). В течение всего падения самолёт оставался полностью управляемым, а все бортовые системы в рамках своих функциональных возможностей точно передавали экипажу информацию о пространственном положении воздушного судна.

Непосредственной причиной падения стало попадание в режим сваливания, куда самолёт своими необъяснимыми и противоречащими здравому смыслу и всем правилам пилотирования действиями загнал один из вторых пилотов — Пьер-Седрик Бонэн. Ну, ладно, ошибся человек, с перепугу (вот только с какого перепугу?) бывает, но в кабине 54 секунды звучал сигнал «Сваливание!», который ни оба пилота за штурвалами, ни прибежавший на помощь капитан (в момент начала инцидента он отдыхал), не услышали. По крайней мере, речевой регистратор в кабине бесстрастно зафиксировал отсутствие какой – либо реакции на этот сигнал (сам по себе, являющийся аварийным). Кстати, в Эрбасах и штурвалов-то никаких нет, только полностью электоронные сайд-стики, очень похожие на компьютерные джойстики и также как джойстики, лишённые всякой обратной связи и связи друг с другом. Совершенно точно доказана фатальная роль такого дизайна кабины в катастрофе. Если бы рейс выполнялся лайнером производства Boeing (767 или 777), с классическими, связанными друг с другом штурвалами, то неквалифицированные и самоубийственные действия Бонена были бы легко пресечены другим пилотом, Давидом Робером, который старался всё сделать правильно и вывести самолёт из смертельного режима. Но он не видел со своего рабочего места, в каком положении находится сайд-стик Бонена. Вершина абсурда: испугавшийся пилот тянет ручку на себя, более опытный толкает от себя. Ни один из них не знает, что делает другой. Бортовой компьютер, никак не извещая экипаж о противоречивой ситуации, не выполняет ни один из приказов, конфликтующих друг с другом. И так до удара об воду.

Складывается впечатление, что как говорил Жванецкий, «что-то нужно менять в консерватории». Может самый передовой дизайн сделать чуточку консервативнее, а может пилотов лучше учить? В любом случае дизайн даже самого простого устройства вроде розетки керамические может играть ключевую роль. И не только в таких наукоемких и чувствительных к отказу отраслях, как самолетостроение и электроника. Хорошо подумайте прежде чем экономить на качестве, лучше используйте проверенные материалы и надежных поставщиков.

Читайте также:

Прокомментируете вышенаписанное?

* обозначены обязательные для заполнения поля