Главная > Работа и персонал > Правильное образование — залог успешной карьеры

Правильное образование — залог успешной карьеры

К сожалению, приходится констатировать, что сфера образования в нашей стране, в т.ч. и образование в сфере высоких технологий, в силу разных причин оказалась практически не готовой к переходу экономики на рыночные отношения. Свойственный традиционной академической системе консерватизм и отсутствие реальной конкуренции в системе высшего образования привели к тому, что вузы работают автономно, в отрыве от потребностей рынка труда. Молодым специалистам, которые действительно стремятся сделать успешную карьеру, приходится переучиваться или доучиваться самостоятельно сразу же по окончанию родного университета.

Студенты-первокурсники излишне оптимистичны

Личные наблюдения и общение с представителями компаний позволяют сделать весьма пессимистический вывод: большинство украинских вузов продолжает готовить специалистов для плановой экономики. Такой подход, естественно, сложно назвать разумным и тем более оптимальным.


Сейчас выпускники, как правило:

  • знают теорию, но не владеет практическими навыками;
  • уверены, что хотят работать «по специальности», но плохо представляют, где именно и кем, а главное — почему именно в этой сфере;
  • обладают завышенной (или заниженной) самооценкой;
  • не умеют объективно оценить свою рыночную стоимость;
  • малоинициативны, постоянно ждут указаний;
  • работают только в рамках поставленных задач, не задумываясь, что такое «работа на результат»;
  • не готовы к самостоятельному профессиональному развитию.

Вывод слишком резок и категоричен? Полагаю, редкий рекрутер и работодатель станет отрицать, что эти тенденции имеют место.

Между тем за последние 15 лет требования к молодым специалистам существенно изменились. Эксперты говорят об экономике постиндустриального общества как об «экономике знаний» — знания усложняются и стремительно устаревают. Не только сфера высоких технологий, но другие отрасли испытывают на себе все ускоряющееся давление потока информации. Знания становятся конкурентным преимуществом компании, а умение их производить и добывать — условием успеха в бизнесе. Обучение на протяжении всей жизни (lifelong learning) признано одним из приоритетов европейского образования.

Расширение в постиндустриальном обществе числа ниш на рынке труда привело к размыванию рамок понятий «профессия» и «специальность». Ориентация на потребности клиента, поиск инновационных решений, способных обеспечить уникальность продукта компании, несовместимы с ограничениями «типовых» должностных инструкций. В этом нетрудно убедиться лично, просмотрев актуальные вакансии, например, по Кременчугу на сайте http://hotwork.com.ua/jobs/kremenchug/.

Кроме того, за последние годы существенно возросла мобильность человека — географическая и карьерная. С приходом в Украину транснациональных компаний и выходом отечественного бизнеса на международные рынки от специалистов все чаще требуется менять не только город, но и страну, в которой он работает. Занятость в одной компании в течение всей трудовой жизни становится исключением из общего правила, а многократная смена профессии — обыденным явлением. Вертикальная карьера перестала быть единственной возможностью преуспеть в профессиональной сфере. Слово «портфолио» понятно уже не только фотохудожнику, но и финансисту.

Делегирование полномочий низовым звеньям управленческой вертикали также становится все более распространенным явлением: «плоская» оргструктура компании позволяет сотрудникам полнее реализовать свой творческий потенциал.

Эти тенденции требуют от молодого специалиста качественно иных умений:

  • четко понимать свои возможности и осознавать потребности;
  • планировать карьеру в соответствии со своим потенциалом и с учетом реалий рынка труда;
  • действовать проактивно в поисках работы, стремиться к саморазвитию;
  • нести ответственность за результаты своего труда.

Ключевым элементом профессионального успеха является понимание человеком своих потребностей и умение выбрать свое дело, поскольку именно осознанный карьерный выбор позволяет проактивно подходить и к рабочим задачам, и к своему профессиональному развитию. В противном случае время и деньги, потраченные на образования, будут потрачены впустую. Что и происходит, к сожалению, сейчас в большинстве случаев.

Читайте также:

Прокомментируете вышенаписанное?

* обозначены обязательные для заполнения поля