Главная > Разное > Интервью с Аллой Новиковой

Интервью с Аллой Новиковой

Продолжая публиковать фрагменты наиболее интересных книг по управлению персоналом, сегодня мы представляем работу нескольких авторов «HR-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле» и знакомим вас с одной из них — Аллой Новиковой.

Алла, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы начали заниматься обучением персонала? Когда и при каких обстоятельствах это произошло?

Я вошла в сферу работы с персоналом очень давно, после окончания факультета психологии в Московском Государственном Университете, в 1988 году, когда еще не было таких понятий, как персонал, бизнес-тренер и точно не было понятия HR-менеджер. Тогда это называлось курсами повышения квалификации или тренингом деловых навыков. Я ездила по стране как тренер от одного из первых кооперативов «Управленец», созданного при Государственной академии Управления (ГАУ). Это было обучение очень разных категорий сотрудников: страховых агентов, преподавателей, мастеров цехов, руководителей разных отделов, комсомольских работников (руководящих). Последние учились навыкам делового общения, публичного выступления. В это же время я преподавала в ГАУ социологию и психологию управления.



Как складывалась Ваша карьера в HR? В каких компаниях и на каких позициях Вы работали?

Когда в России началось становление рыночной экономики, в Москву пришли первые иностранные тренинговые компании, которые стали искать себе персонал хоть немного знакомый с тренингами на тему ліквідація підприємства. Проводить полноценные тренинги самим им было сложно из-за языкового барьера (они не знали русского) и незнания российских особенностей мышления. Поскольку я свободно знала немецкий язык и в то время уже переводила с немецкого тренинговые программы, то смогла начать работать в одной из крупных немецких компаний. На первых порах много времени ушло на освоение западных бизнес-технологий и адекватное их совмещение со своими технологиями построения и ведения тренинга, которые были к тому времени мной уже наработаны и отлажены.

Спустя четыре года, в 1997 году, я поняла, что надо двигаться дальше, а для этого нужны другие возможности. Видение продукта (тренингов) значительно расширилось и преобразовалось, появилось много собственных наработок, и для всего этого рамки немецкого бизнеса стали тесными. Тогда я и решила открыть свое дело — центр, который будет заниматься обучением и оценкой персонала, а также управленческим консалтингом. Мы с коллегой создали компанию «Искусство деловой жизни», где я до сих пор и работаю. Нам удалось пережить кризис 1998 года, сохранить клиентов и персонал, что только утвердило меня и моих коллег на выбранном пути.

Позже, в 2001 году, исходя из маркетинговых соображений, мы выбрали дальнейший путь развития компании как специализацию на одном спектре услуг — обучение и развитие персонала с помощью бизнес-тренингов. Это и сейчас является нашим профильным направлением работы.

Расскажите коротко о центре развития персонала «Искусство деловой жизни» — цели, программы, тренеры?

Наша задача — сделать так, чтобы персонал компании работал результативно, легко и с удовольствием на благо компании. На тренингах происходит не только освоение новых знаний и методов работы, закладываются основы навыков, но и меняется отношение к каким-то аспектам своей работы, к компании, самому себе как профессионалу. Мы направляем эти изменения в позитивное русло, передавая участнику правила и инструменты для более эффективной работы.

Основным направлением работы является разработка и проведение корпоративных тренингов. Спектр тем достаточно широк: менеджмент, работа с клиентом, технология продажи, искусство делового общения, техники проведения презентации, управление временем, командообразование и др.

В содержании тренингов мы соединяем знания из психологии и бизнеса. Поэтому у нас работает команда бизнес-психологов и бизнес-практиков. В своей команде я особенно ценю стремление к постоянному развитию, готовность к нестандартным запросам клиента, творческий подход и ориентацию не на внешний эффект, а на тщательную проработку всех аспектов в процессе создания и проведения тренингов.

Как и кому пришла в голову идея написать книгу о практике HR?

Нужно начать с того, что группа авторов книги одновременно являются авторами и ведущими учебного курса HR-practicum, с которого все и началось. Проекту уже 5 лет и назрела потребность зафиксировать все то, что было наработано в течение этого времени, и идти дальше, обновляя содержание курса. Технологии работы с персоналом стремительно развиваются, а в рамках учебного времени мы просто не успеваем сказать участникам все, что хотелось бы. Сегодня курс продолжает свое существование. Он дает HR-специалистам новые знания и возможность их отработать практически, а также пересмотреть и обогатить свой профессиональный опыт в процессе живого общения с коллегами.

Как велась работа над книгой? Кто Ваши соавторы?

Моими соавторами являются Оксана Свергун, Дина Дьякова и Юлия Пасс, которые имеют серьезный опыт в HRM как директора этого направления и независимые консультанты.

Нам было непросто найти время для совместной работы над книгой, и поэтому мы решили удалиться от Москвы, изолироваться от других дел и уехали в Хорватию, сняли виллу и сели за компьютер. Отличная охрана дома включала камеры наблюдения, потому нас никто не беспокоил во время работы. Надо отметить, что от момента рождения идеи и до начала работы над книгой прошел почти год. А там за 10 дней мы умудрились проделать 70% всей работы, так что по приезду нам оставалось только вычитать текст, расставить акценты и оформить наше творение.

Если позволите, в завершение — несколько вопросов личного характера. Кто Вы в личном плане — Ваша семья, увлечения, хобби, круг друзей, круг чтения и т.п.?

У меня много увлечений и друзей. Я играю на скрипке и гитаре, дома мы иногда устраиваем музыкальные вечера. В данный период моей жизни основные увлечения — это дайвинг и латиноамериканские танцы. Мне нравится погружаться под воду — там другой мир с другими законами, он дает пищу для размышлений и идей. Еще это свобода движений в другом измерении. Благодаря аквалангу я попадаю в те места, которые мало кто может увидеть: затонувшие корабли, подводные пещеры. Это немного похоже на сказку из детства и очень красиво.

Если говорить о чтении, то кроме профессиональной литературы мне редко удается почитать что-то, в основном это детективы, с ними я отдыхаю.

Каковы Ваши планы как автора (книг)?

К настоящему моменту мною накоплено много материала по технологии тренинга и деятельности тренера, ведь я много лет не только сама провожу тренинги, но и обучаю других на открытом курсе Т-практикум, в нашем центре.

И теперь очень хочется написать, уложить в одну книжку то ключевое, что необходимо каждому бизнес-тренеру. Надо только уехать в уединенное место :).

Что Вы можете пожелать HR-менеджерам Украины?

В вашей стране сейчас эпоха перемен. Это с одной стороны очень тяжело, а с другой — очень интересно, потому что все меняется, появляются новые возможности, которые нужно уметь видеть и при этом пойти на какой-то риск, чтобы ими воспользоваться. Поэтому я желаю коллегам не бояться трудностей, сохранять умение видеть плюсы и нести позитивный настрой окружающим. Это основа любой работы с людьми.

Мне кажется, что между нашими профессиональными сообществами нет никаких существенных барьеров и различий. К нам приезжают учиться молодые HR-специалисты Украины на HR-practicum.

Я надеюсь, что в дальнейшем общение и сотрудничество между HR-сообществами России и Украины будет только крепнуть и развиваться.

Добрых начинаний и больших свершений!

Читайте также:

Прокомментируете вышенаписанное?

* обозначены обязательные для заполнения поля