Главная > Работа и персонал > Модели организации бизнес-процессов

Модели организации бизнес-процессов

Модели организации бизнес-процессов

Функциональная специализация менеджера и занимаемый им в корпоративной управленческой иерархии уровень задают выбор «масштаба» модели Бизнес-Процессов (БП). С другой стороны, сама функциональная специализация менеджера отражает специфику используемых им моделей Бизнес-Процессов.



Почему важно об этом знать? Пока все уровни представления БП не интегрированы, эффективно внедрить в компании ERP-систему нельзя. Если система не гармонизирована по четырем уровням представления БП, она работает некачественно, фактически цементирует существующий в компании беспорядок! Более того — начинает работать против компании: ошибки, которые могли бы исправляться на уровне людей, не исправляются на уровне компьютерной программы! Она фиксирует ошибки, делает их жесткими и инертными! Основной риск при внедрении интегрированных информационных систем — автоматизировать плохо поставленные бизнес- процессы (не согласованные между собой описания разных уровней). Плохую работу не стоит делать даже с помощью хорошей информационной системы — не поможет…

На что еще следует обратить внимание, когда мы говорим об управлении: сам управленческий цикл — типовая повторяющаяся процедура действий менеджера по организации основных процессов — может быть структурирован по-разному. В Германии в управленческом цикле выделяют три этапа, в Японии — четыре, в России — семь. Стандарт ISO 9000 опирается на японский вариант структурирования PDCA (plan — do — control — actively regulate) – «планируй — делай — контролируй то, что сделал — активно регулируй, чтобы выйти на запланированные результаты».

Рассмотрим основные компоненты, присутствующие в описаниях систем управления Бизнес-Процессами:

  • организационная компонента показывает порядок организации деятельности;
  • технологическая компонента показывает порядок исполнения основных технологических бизнес-процессов;
  • управленческая компонента определяет применяемую модель планирования, учета и регулирования;
  • ресурсная компонента показывает, какие ресурсы потребляются бизнес- процессами или какие возможности существуют;
  • человеческая компонента определяет, как работают люди в данных форматах бизнес-процессов, при данных системах управления, при имеющихся ресурсах и при данной организации деятельности.

Если кратко, то основными компонентами являются: организация процессов, управление, технологии, люди и ресурсы. Их сочетание (и качество) определяет эффективность работы любой экономической системы, говорим ли мы о глобальной экономике, экономике государства либо о бизнесе отдельной компании. Если же это интернет-магазин, то для более эффективной его работы нужно применять автоматизацию во всех его действиях, заказав для этого на сайте http://catalogloader.com специальную программу, которая и является удобным для этого инструментом. Особенно это касается обработки прайсов поставщиков, мониторинга цен конкурентов, обновления каталога, наполнения магазина товарами. И это далеко не полный перечень задач, которые решает данная программа.

Система, состоящая из многих элементов, всегда работает хуже, чем каждый отдельно взятый ее элемент, причем надежность всей системы меньше, чем надежность составляющих ее элементов. Очевидно также, что если в системе есть недостатки и ошибки, то при их объединении негативный эффект не просто суммируется, а мультиплицируется. Это справедливо и в отношении таких сложно организованных систем, как компания, отраслевой рынок или мировая экономика.

Поэтому сегодня основной управленческой проблемой является эффективное соединение в нужных пропорциях всех ключевых компонентов. Варианты таких соединений имеют национальную специфику, которую нужно учитывать (особенности менталитета и организации БП).

Скажем, американцы фокусируются на системном подходе к менеджменту, высоком уровне технологий и «заемных мозгах», считая, что их легче купить, чем вырастить. Поэтому они инвестируют в организационное развитие и менеджмент, в производство и «импорт талантов». Это, по сути, и есть американская модель организации бизнеса, сделавшая США лидером мировой экономики.

Китайская модель организации бизнеса построена на других компонентах, она фокусируется на копировании мировых технологий, использовании собственной рабочей силы и собственных ресурсов. Они считают, что китаец не будет зря тратить рабочее время, чтобы скачать винамп вместо выполнения порученного ему задания. Китайцы инвестируют в импорт технологий и разработку своих ресурсов, что позволяет им сегодня быть лидерами в снижении производственной себестоимости ширпотреба (сначала карандашей, затем — бытовой электроники, а сегодня — автомобилей). Образно говоря, все, что попадает в Китай, становится сначала ширпотребом, потом — дешевым ширпотребом. Сегодня эта страна является мировым лидером по производству ширпотреба, и пока никакой возможности обогнать ее в этом направлении не предвидится.

Японская модель организации бизнеса сфокусирована на качестве организации, качестве технологических процессов и «своих мозгах». Японцы инвестируют и в совершенствование технологии качества и методов управления, и в развитие собственных работников. Конечно, на первой стадии развития они активно импортировали идеи; вообще, послевоенная Япония напоминала сегодняшний Китай, правда, при дефиците ресурсов. Но сейчас она является мировым лидером качества продуктов и услуг.

Европейская модель организации бизнеса (точнее, модель Евросоюза) построена на балансировке различных ценностей и стандартов — «концентрическом сбалансированном развитии». Европейцы признают и копирование идей, и собственную их разработку; ценят свои рабочие руки и «мозги» и активно их импортируют; стараются сбалансировать приоритеты производства и качества.

Собственно, сам устав европейского сообщества представляет собой модель организации бизнес-процессов для отдельно взятой части мира, построенную на тщательной, аккуратной, последовательной балансировке всех ключевых компонентов и стратегий. Главное, что есть в стандартах, правилах, и в целом — в организации европейского правительства, это последовательная балансировка многочисленных параметров.

Лидером по детализации и регламентации бизнес-процессов всегда была Германия: самая подробная система описания деятельности, самая мощная детальная и информационная система управления — немецкого производства. В этом смысле можно сказать, что Европа приняла немецкий подход к организации деятельности — он заметнее, хотя, наверное, что-то взяла и от английского и французского подходов. Будущее покажет, насколько эффективна эта стратегия, но пока европейцы выигрывают и по курсу евро, и по количеству зарегистрированных патентов… Сегодня Евросоюз — мировой лидер сбалансированного развития.

Если говорить о России и Украине, обе страны пока находятся в поиске своей модели развития и национальной модели организации бизнеса. Российская стратегия в настоящее время направлена, в первую очередь, на использование ресурсов, отсюда — энергетическая стратегия, ориентация на лидерство в глобальной энергетике. Кроме того, она начинает ориентироваться на человека (пока в плане программ увеличения численности населения). Но организация деятельности по принципу «от забора до обеда» (то есть работы вместо бизнес-процессов) пока по-прежнему достаточно распространена.

Автор: Вячеслав Кондратьев

Читайте также:

Прокомментируете вышенаписанное?

* обозначены обязательные для заполнения поля