Главная > Работа и персонал > Консультант и руководитель: распределение ответственности за решения

Консультант и руководитель: распределение ответственности за решения

Каждый создатель предприятия знает, что его компания — это сложная система. А вот что такое «система» — не всегда четко понимает. И поэтому позволяет себе увлекаться интересными, с его точки зрения, вещами, не задумываясь о далеко идущих последствиях.

Кто отвечает за неправильные бизнес-консультации

Под каждый свой интерес (а это может быть внедрение системы менеджмента качества, проектного менеджмента, информационных технологий, управления по процессам, системы сбалансированных показателей, грейдирования и т.д.) такой руководитель всегда может найти классных узкопрофильных консультантов. Но не каждый из этих консультантов в состоянии спрогнозировать, что произойдет с предприятием после внедрения изменений, и главное — как нужно вести себя самому владельцу компании в изменяющихся условиях бизнеса.



Простой, на первый взгляд, закон существования систем «Все связано со всем» предполагает, что при изменении любого элемента системы изменяется вся система, и в первую очередь — ее хозяин, руководитель. Джек ведь обычный человек со своими убеждениями и привычками. Изменять этим привычкам Джек не склонен, — ведь до сих пор они только помогали ему жить. Но консультанту важно понимать, что полезные привычки в одних условиях становятся ограничениями в других. Наверное, важнейшее искусство системного консультанта заключается в том, чтобы суметь объяснить Джеку и добиться принятия им как полезного убеждения, что Джек обречен жить «в эпоху перемен» и изменяться в соответствии с ними и даже быстрее.

Кодекс профессиональной этики бизнес-консультанта (к сожалению, такого документа, единого для всех консультантов, не существует) изобилует множеством формулировок, регламентирующих отношения консультанта и руководителя консультируемого предприятия. Важнейшее из этих отношений — ответственность за результаты внедрения изменений. Извечный вопрос: «Кто виноват?», если что-то пойдет не так? Ответ здесь однозначен: предприятием руководит не консультант, а директор. Он и несет полную ответственность за принимаемые решения.

Хорошо в таком случае быть консультантом: «Моя хата с краю»! Отнюдь. Ответственность консультанта лежит в иной плоскости — в организации процесса выработки управленческих решений, которые, подобно процедуре озонотерапии, приведут к выздоровлению предприятия и решению его проблем. Любые готовые рекомендации — это решения консультанта, но не руководителя. И если руководитель предприятия их принимает и безоглядно внедряет, то, получив негативные результаты (а вероятность их появления в этом случае весьма высока), обвинит консультанта в непрофессионализме, с позором изгонит его с предприятия и, что хуже всего, вообще перестанет доверять консалтингу.

Консультант обязан уметь задавать вопросы, отвечая на которые нанявший его руководитель и его помощники сами приходили бы к важным (и грамотным) решениям, учитывающим все особенности сложившейся ситуации и возможные перспективы. Тогда у руководителя есть все основания отвечать за свое решение, а не оправдываться, прикрываясь «некомпетентностью» консалтингового аналитика.

Читайте также:

Прокомментируете вышенаписанное?

* обозначены обязательные для заполнения поля