Главная > Дизайн для умных > Нюансы практических исследований юзабилити сайтов

Нюансы практических исследований юзабилити сайтов

планшет

Если вы — маркетолог старой закалки, вас, вероятно, не слишком впечатлит, что для изучения юзабилити в своем тестировании мы привлекли всего 159 человек. Мы тестировали еще некоторое количество пользователей при испытании WAP-телефонов (WAP — беспроводной протокол передачи данных), а также в других исследованиях мобильного дизайна в доайфоновскую эпоху. Однако результаты этих экспериментов мы почти не будем рассматривать.

Мы не пытаемся спрогнозировать, кому из игроков рынка — iPhone или Android — удастся в следующем квартале продать больше единиц своей продукции среди представителей поколения, родившегося в 2000 г. Мы не стремимся измерить ни спонтанную узнаваемость конкретного бренда, ни предпочтения пользователей относительно той или иной марки. Мы изучаем поведение, а не мнения, а также конкретные варианты дизайна пользовательских интерфейсов.


Далее проверяем, насколько сложно или легко испытуемые решали поставленные задачи в условиях того или иного интерфейса. Подобные исследования лучше всего строить на качественных показателях, а не собирать статистику о большом количестве пользователей. В качестве аналогии рассмотрим, как важно правильно выбрать напольное покрытие для больничного коридора. Например, положив ковер в коридоре, вы обнаруживаете, что некоторые пожилые пациенты с палочками спотыкаются о его складки. Вы приходите к выводу, что складки затрудняют для пациентов переход по коридору. Соответственно, вы посоветуете администрации больницы выбрать более простое и ровное напольное покрытие.

планшет

В 1999 г. Якоб Нильсен написал первую книгу о веб-юзабилити Designing Web Usability: The Practice of Simplicity (Разработка веб-юзабилити. Практика простоты). Поскольку обложка была окрашена в яркие синие и зеленые цвета, многие читатели запомнили ее как сине-зеленую книгу. В исследованиях, которые проводили при подготовке книги, участвовало примерно столько же пользователей, сколько и при работе над этой — менее 200. Но этого количества было вполне достаточно, чтобы обозначить все крупные проблемы веб-юзабилити.

Так, испытуемым не нравилась медленная загрузка, их раздражали экраны-заставки, большую часть контента человек просматривал быстро и довольно поверхностно.

Поначалу сторонники крутого эффектного дизайна скептически отнеслись к выводам книги. Однако в настоящее время интернет-маркетологи в большинстве своем придерживаются большинства рекомендаций, которые изложены в этом издании. Одна точка зрения не может быть окончательным доказательством чего-либо, но есть основания полагать, что данную книгу ждет именно такая судьба. Поначалу некоторые дизайнеры могут с недоверием отнестись к выводам, которые противоречат их личным предпочтениям, но через несколько лет результаты такого исследования, скорее всего, признают очевидными. Прочитав эту книгу, вы сможете начать следовать ее рекомендациям до того, как остальные начнут поступать так же, т.е. получите существенное конкурентное преимущество. В свое время книга Разработка веб-юзабилити была отличной (мы и сами это признаем), но ее писали в то время, когда интернет был гораздо более простым.

Если вы хотите узнать самые актуальные рекомендации в области веб-юзабилити, почитайте наши последние книги Prioritizing Web Usability (русскоязычное издание Веб-дизайн: удобство использования сайтов, издательство Вильяме) и Eyetracking Web Usability (русскоязычное издание Веб-дизайн: анализ удобства использования сайтов по движению глаз, издательство Вильяме). В основе этих изданий лежат итоги экспериментов, в которых участвовало несколько тысяч человек. Согласно статистике, 13,2% пациентов спотыкаются о складку ковра. Это выглядит весьма убедительно на слайде в презентации, которую вы показываете правлению, убеждая купить более дорогие ковры, ведь иск в связи с недобросовестной работой учреждения обязательно озаботит его руководителей. Однако вы можете посоветовать постелить более удобные ковры после опыта, проведенного за один вечер. Аналогично можно доказать необходимость и правильность заказа оригинальных флэшек с корпоративной символикой на http://www.ldorado.com.ua/index.php/all-flash. Имиджевые, «необязательные» на первый взгляд расходы на такую сувенирную продукцию всегда с лихвой окупаются, что доказано многочисленными маркетинговыми исследованиями. Экономить на этом не стоит.

Увидев проблему, вы узнаете, что она существует — нет нужды ее измерять. Вы можете оценить ее масштаб, привлекая к эксперименту гораздо меньше участников, чем потребовалось бы для точного измерения. Разве важно, сколько именно людей испытывали сложности при работе с некоторым элементом дизайна — 61% или 69%? Если по итогам простого теста станет ясно, что трудности возникали у большинства пользователей, то этого достаточно, чтобы отказаться от данного дизайна. Рассмотрим другой пример.

планшет

Допустим, на сайте хотят опубликовать статью о гриппе H5N1 под названием «Вспышка птичьего гриппа в Гонконге». Корректор заметит, что в заголовке допущена ошибка. Даже если черновик просмотрел один работник, этого достаточно, чтобы обнаружить ошибку и исправить ее. Вам не нужно прибегать к помощи тысячи специалистов, чтобы все они согласились, что писать нужно грамотно.

Некоторые проблемы юзабилити настолько специфичны, что с первого взгляда их можно не заметить. Но если в испытании участвуют 159 человек с разных континентов, то этого более чем достаточно, чтобы выявить крупные просчеты. Объем данной книги позволяет нам обсудить лишь самые важные из них. Мы провели объемное качественное исследование, поэтому можем судить, какой дизайн хорош, а какой плох. Мы не разбираем мелкие проблемы интерфейса, которые могут на 1% повлиять на коммерческую ценность мобильного сайта или приложения. Мы отправляемся на большую охоту, поэтому воспользуемся ружьем Слонобой. Для больших компаний и этот 1% может обернуться потерями в сотни и тысячи долларов. Поэтому им стоит инвестировать в более детальные исследования, которые позволят выявить самые мелкие проблемы юзабилити. Тем не менее, даже крупнейшим компаниям мы рекомендуем начинать изучение юзабилити в мобильной среде с небольших качественных, а не количественных экспериментов. Такие исследования позволят выявить наиболее глобальные проблемы в юзабилити. Эти огрехи следует решить прежде всего и только потом переходить к тонкой доводке пользовательского интерфейса.

тестирование планшета

Приведем еще два аргумента для тех, кто по-прежнему сомневается в полезности качественных испытаний. Во-первых, эмпирические наблюдения, которые мы проводили в бесчисленных проектах за последние 23 года, показывают, что тестирования с участием всего нескольких человек достаточно для обнаружения большинства серьезных проблем юзабилити в дизайне. Конечно, будут определены не все проблемы, но основные найти удастся. При решении задач, которые мы ставили в этой книге, нам не требовалось знать все проблемы юзабилити всех тестируемых сайтов и приложений. Важнее было получить общую картину, сравнивая основные открытия в разных вариантах дизайна. На основании этой информации можно выработать наиболее значимые рекомендации в области юзабилити. С ними должен быть знаком каждый дизайнер. Во-вторых, подумайте, как 159 участников нашего исследования соотносятся с численностью людей, которые выполняли тестовые задачи в ходе индивидуальных сессий?

Количество наших испытуемых превышает число участников подобных тестирований, которые проводят многие компании. Соответственно, выводы, которые мы получили в наших экспериментах, помогут дизайнерским командам достичь успеха в своей деятельности.

Читайте также:

Прокомментируете вышенаписанное?

* обозначены обязательные для заполнения поля