Мне иногда приходится сталкиваться с недопониманием со стороны некоторых заказчиков сайтов. Часто это абсолютно адекватные и приятные в общении люди, построившие свой бизнес, вложившие немало сил, средств и труда в его создание. На каком-то этапе они правильно осознали, что наличие собственного сайта только повысит успешность их бизнеса, и вот мы уже обсуждаем структуру, содержание и оформление их будущего проекта.
Я начинаю задавать вопросы относительно ключевых слов, поисковых запросов, ссылок и прочих элементов для поисковой оптимизации. И в этом месте очень многим людям приходится читать небольшую лекцию о том, насколько важно продвижение сайтов в поисковых системах, хотя кажется, что уж заказчик сайта должен был хоть немного вникнуть в тему, прочитав пару статей на тематических блогах.
Только в этот момент некоторые заказчики начинают понимать, что создать грамотный и красивый сайт – это только половина дела. Самое интересное начинается потом. Нужно сделать так, чтобы потенциальный покупатель попал на этот ресурс, потому что иначе средства, потраченные на его создание, пропадут без пользы. Разве что хозяин может как-то похвастаться гостям – вот какой красивый у меня сайт! Обычно объяснение заказчику, что продвижение сайтов не моя прихоть, не занимает много времени. Я просто предлагаю человеку на секунду стать покупателем и ввести любой поисковый запрос типа «купить что-то». В ответ получаем сотни страниц поисковой выдачи и я задаю будущему обладателю крутейшего портала простой вопрос: где вы хотите быть в этом списке? На первой странице или на последней? Если на первой – придётся приложить усилия, сам по себе сайт туда не попадёт. Это сложный и трудоёмкий процесс, лишь косвенно связанный с самим созданием сайта. Как правило, в этот момент я начинаю видеть в глазах заказчика понимание, хоть ещё минуту назад он смотрел на меня как на автодилера, который пытается втиснуть вдобавок к автомобилю ненужную и дорогую страховку, гарантию и прочие полезные мелочи.
Конечно, мне известны примеры успешного бизнеса, сильно зависящие от наличия собственного сайта, при этом не заботящиеся о его продвижении. Но это исключение, а не правило, и на него не стоит равняться. Я знаю одного художника–реставратора антикварной мебели. Он не нуждается в рекламе, работы у него на годы вперёд, а музеи и коллекционеры почитают за честь стать его клиентами. На своём сайте он хранит таблицу оттенков морилок, для более простого согласования с заказчиком и имя своего сайта он сообщает лично. Но это скорее курьёз, чем пример грамотного интернет-маркетинга. Без грамотного и профессионального продвижения в поисковых системах ваш сайт скорее мёртв, чем жив, а вложенные в его разработку средства будут потрачены только «для галочки».