Такое вполне может случиться и уже происходит на ваших смартфонах. Подавляющее большинство пользователей и специалистов считают, что будущее интернета опирается на его сохранение как открытой и нейтральной платформы для свободного потока информации.
Но в реальности мир мобильного интернета совсем не похож на эту идиллию. Картина настолько мрачная, что мобильный интернет впору сравнивать с кабельным телевидением, которое по определению далеко отстоит от понятия «открытой платформы», ведь пакет каналов определяет кабельный оператор. Операторы мобильной связи начали давать миру картину того, как сетевой нейтралитет интернета может выглядеть через призму их коммерческих интересов. Компании, предоставляющие услуги беспроводной связи медленно, но верно начали раскатывать планы, которые благоприятствуют определенным контент-провайдерам или полностью ограничивают доступ к определенным сайтам и приложениям. Зачем? Всё очень просто.
Возьмём, к примеру, американский оператор T-Mobile и его отношение к музыке в интернете. В мобильных планах этого оператора нет доступа к поставщикам потоковой музыки, вроде Spotify, потому что это не соответствует бизнесу самого оператора в этой отрасли. AT & T со своими sponsored data, также предоставляет доступ только к определённому типу вебсайтов и контента. Sprint не предоставляет доступ к интернету вообще. Этот оператор действительно работает сродни кабельному провайдеру – он формирует каналы, на которые может подписаться пользователь. Клиенты могут выбрать доступ к Facebook или Twitter, Pinterest или Instagram (или ко всем четверым за дополнительную плату).
Другим методом направленной селекции интернет-контента является «нулевая ставка» (zero rating), когда оператор не взимает платы за трафик с определённых ресурсов, которые имеют с оператором соответствующие договорные обязательства. Это приводит к тому, что пользователи чаше посещают именно эти ресурсы, не уменьшающие их остаток на счетах. Типичная жалоба менеджера какого-либо веб-ресурса: «Скоро запуск, придется договариваться о плане нулевой ставки, прежде чем запускать сайт, потому что клиенты мобильных приложений обучены использовать только приложения, которые облагаются по нулевой ставке в их сетях».
Равный доступ? Сетевой нейтралитет? Забудьте.