Самое важное при старте своего дела – придумать толковую бизнес-идею и продумать пути ее реализации. Это кажется самым простым, но именно на этом этапе терпят крах 90% потенциальных предпринимателей.
Следующий этап реализации идеи — экспертиза и оценка. Принципиально важно, чтобы на данном этапе привлекались люди, не имевшие отношения к «рождению» идеи, это гарантирует независимость и объективность экспертизы бизнес-плана. По результатам оценки принимается решение, достойна ли идея финансирования, и дается обоснованное заключение — можно ли идти дальше (или лучше остановиться, пока не поздно). Таким образом, проводится отбор жизнеспособных идей по более строгим критериям: как правило, из десяти бизнес-планов к реализации принимается один. Ключевыми фигурами данного этапа являются эксперты и консультанты.
Далее к проекту подключаются инвестиционные менеджеры; их забота — найти источники финансирования и выбрать формат инвестирования. В современной экономике свободных денег много, соответственно, существует множество форм привлечения инвестиций, инструментов для финансирования бизнес-планов. Это и частные инвесторы, и консорциумы инвесторов — инвестиционные фонды, целевые фонды, венчурные компании; существуют механизмы привлечения денег путем первичного размещения акций на биржах ценных бумаг (IPO), облигационные займы, целевые государственные программы и т. д. Результатом этого этапа можно считать «продажу» идеи инвесторам.
С привлечением финансовых ресурсов опять меняются ключевые действующие лица или «хозяева» бизнес-процессов проекта — появляются ЕРС-подрядчики3, проектировщики. Их задача — на основе бизнес-плана разработать проектно-сметную, рабочую либо техническую документацию (в рамках выделенного финансирования) и в соответствии с ней организовать поставку необходимого сырья, услуг, полуфабрикатов и комплектующих.
Поскольку создается новый продукт, то, скорее всего, значительная часть необходимых комплектующих либо услуг для его производства отсутствует, а значит, в задачи проектировщиков входит их разработка (в соответствии с требуемыми характеристиками и нужным уровнем качества) и своевременная доставка. Конечно, при разработке аналогичного уже существующему продукту можно воспользоваться опытом конкурентов, проанализировать их решения и выбрать оптимальную стратегию развития нового стартапа. В противном случае весь цикл обеспечения запуска нового продукта: разработка технического задания, спецификации на основе подготовленной документации, поиск субподрядчиков, оформление заказов, организация производства требуемых комплектующих и их поставка, обеспечение необходимых услуг — может потребовать нескольких лет работы. Поэтому он называется не снабжение (как мы привыкли в эпоху Госснаба), а «прокьюремент» — управление поставками (от англ. procurement — заготовка, приобретение, поставка). Задача проектировщиков и прокьюрементеров (procurementer) на этом этапе — организовать подготовительные работы и проследить за тем, чтобы все было выполнено именно так, как описано в техническом задании (или даже лучше).
Затем начинается этап собственно создания нового продукта — construction (конструирование, проектирование, постройка). Это строительство зданий и сооружений, монтаж оборудования, выпуск новой продукции — словом, физическое воплощение идеи или создание прототипа. Не менее важно обучить будущих эксплуатантов пользоваться новыми объектами. Более того, для многих новых потребительских товаров или услуг часто приходится создавать новую массовую потребность (например, слушать музыку во время передвижения).
Собственно говоря, с выпуском прототипа проект по созданию нового продукта или услуги завершается: продукт/услуга выведены на рынок для применения или эксплуатации. Далее прототип передается в другие подразделения для серийного производства, а объект — в эксплуатацию (если речь идет о новом здании, интернет-портале, дороге или марсоходе).