Современные сайты очень ресурсоемки и все больше и больше потребляют вычислительных мощностей. Даже простые блоги на WordPress с 1000+ посетителей в сутки создают серьезную нагрузку на сервер хостера, особенно в пиковые моменты загрузки (архивирование, бэкапирование, работа скриптов чата, контроля онлайн-посещений и т.п.). Что уж говорить о серьезных проектах, работа которых связана с обработкой больших массивов информации в кратчайшие сроки (поисковые системы, онлайн-игры, биржи ссылок, сервисы онлайн-аналитики и т.д.). Для таких нетривиальных задач и было предложена «облачная архитектура» хостинга.
Понятие «облачный хостинг» используется в данном случае как метафора и означает сложную настройку и организацию аппаратно-программного комплекса, за которой скрываются все технические детали. Он похож на VPS (т.н. виртуальный хостинг), но только в качестве оборудования используется не один физический сервер, а несколько.
Такая архитектура хостинга позволяет добиться высокой производительности, отказоустойчивости и масштабируемости. Т.е. в любой момент можно увеличить вычислительную мощность своего сайта за счет привлечения «свободного облачного оборудования», получая возможность обслужить любое количество посетителей вашего сайта в моменты пиковой загрузки. «Облако» практически исключает возможность отказа сервера, потерю клиентов, имиджа компании и другие негативные последствия перегрузок, вирусных и ddos-атак.
Главное отличие «облачного хостинга» для потребителя состоит в том, что он платит только за реально потреблённые вычислительные мощности, в отличии от виртуального хостинга, где оплачивается абонплата за арендуемое оборудование +превышение трафика или квоты процессорного времени. Это, значит, что клиенту не нужно переплачивать за неиспользуемые избыточные ресурсы, которые он вынужден покупать ради снижения риска отказа сайта в редкие моменты пиковых перегрузок
Обычно «облачный хостинг» характеризуется почасовой тарификацией, а также изменением тарифного плана в ручном либо автоматическом режиме. Если на данный момент посетителей у сайта очень мало, целесообразно перейти на самый дешевый трафик, анализируя посещаемость и ее динамику. Когда нагрузка на сайт начнут расти, можно парой кликов перейти на более «продвинутый» тарифный план.
Выводы: «Облачный хостинг» — это следующий этап в развитии обслуживания мощный сайтов и посещаемых порталов. Не смотря на то, что облачные технологии только начинают активно использоваться, уже сейчас размещение популярных веб-проектов, чувствительных к отказам, экономически оправдано. Со временем цены на эту технологию будут только снижаться и облачный хостинг полностью вытеснит все альтернативные программно-технические решения.