Для подготовки материала о структуре и работе HR-службы мы обратились в киевский офис известной международной компании British American Tobacco. На наши вопросы любезно согласился ответить Тамаш Чейтей, руководитель департамента по работе с персоналом.
Тамаш, расскажите о своей работе в British American Tobacco Украина — какую должность Вы занимаете, какова Ваша роль?
Тамаш Чейтей: В украинском офисе компании British American Tobacco я занимаю должность руководителя HR-департамента.
У меня две основные роли: во-первых, я выполняю роль линейного менеджера — это обычные функции управленца, у которого есть подчиненные. Это означает ответственность за обучение и развитие людей, делегирование задач, оценку эффективности работы и т.п. — ничего особенного или нового по сравнению с функциями любого линейного менеджера.
Во-вторых, я выполняю роль HR-руководителя. В мои обязанности, конечно, не входит поиск резюме и их просмотр, но я этот процесс организовываю и контролирую. Эта роль, безусловно, связана с управлением изменениями в компании, более того, если можно так сказать, с их инициированием. Я верю в то, что компания, как и любой бренд или продукт, проходит свои жизненные циклы. На разных этапах могут понадобиться различные типы мышления, возможно, другие люди. Одна из моих главных задач — работать вместе с коллегами над созданием образа мышления, подходящего именно для этой компании в данный отрезок времени, на данном этапе ее развития и в этой конкретной стране.
В моем представлении это неразрывно связано с бизнес-реальностью, в которой работает British American Tobacco Украина. Для меня важно, чтобы все, что мы предпринимаем как HR-служба, соответствовало этой реальности.
Сколько сотрудников насчитывает HR-служба British American Tobacco Украина? Какова ее структура, за какие участки отвечают Ваши подчиненные?
Если предположить, что все открытые позиции заполнены (смеется), то нас, включая меня как руководителя отдела, будет 22 сотрудника. Второй специалист в группе занимается вопросами подбора менеджмент-стажеров. Ведь в нашей компании существует целая программа набора на работу выпускников высших учебных заведений.
Третий сотрудник работает с областью, которая, пожалуй, является наименее четко «прописанной» и регламентированной — это лидерство и корпоративная культура. Для примера — в октябре прошлого года мы проводили опрос персонала. British American Tobacco проводит такие исследования централизованно, и вот недавно мы получили результаты. Задача этого сотрудника — помогать менеджерам компании грамотно работать с этими результатами, определять области, требующие первоочередного внимания с их стороны и рекомендовать возможные решения.
Это на какое количество персонала в компании в целом?
Всего в British American Tobacco Украина работает около 1000 человек. Итак, нас 22 человека, это довольно большая команда, но давайте посмотрим, как структурирована наша деятельность.
У нас есть команда специалистов бэк-офиса. Они отвечают за два серьезных участка работы, — один это вознаграждение персонала, другой — обучение и развитие, здесь речь идет о тренингах для сотрудников, программах личностного, а также организационного развития.
В группе обучения и развития у нас работают три сотрудника. Один отвечает непосредственно за обучение персонала: в его задачи входит оценка потребности в обучении, планирование обучения, переговоры с провайдерами и подготовка тренингового календаря. Также этот сотрудник отвечает за процессы управления карьерой.
Управление карьерой означает ведение кадрового резерва?
Да, именно так. Мы называем это планированием замещения должностей.
Как именно проходит работа с результатами исследования?
В нашей компании можно выделить три направления — это маркетинг, производство и вспомогательные функции. Возможно, в каждом из трех направлений будут созданы рабочие группы для изучения результатов опроса. Они проанализируют результаты, разработают соответствующие рекомендации. Сотрудник, о котором мы говорили, будет помогать этим рабочим группам. Именно он владеет полной информацией об исследовании и его результатах.
Следующая, после бэк-офиса, группа сотрудников — это команда дженералистов. Она состоит из трех групп, которые соответствуют ранее упомянутым основным областям в нашем бизнесе. Среди них: сотрудники, отвечающие за производство (один HR-менеджер и два специалиста), маркетинг (HR-менеджер и специалист) и вспомогательные функции (HR-менеджер и специалист).
Моя задача — работать с руководителями в каждой из этих областей, быть единой точкой контакта по HR-вопросам, и, безусловно, создавать доверие к HR, предлагая решения для различных ситуаций.
Наконец, есть административная группа. Формально они подчинены соответствующим HR-менеджерам: это три сотрудника в Прилуках, и один сотрудник в киевском офисе. Они занимаются кадровым учетом, в основном это «бумажная» работа. Впрочем,как раз сейчас мы занимаемся внедрением новой IT-системы для кадрового учета.
Можете ли Вы назвать конкретную систему (программу), которую выбрали для этих целей?
Это проект, который ведут совместно наши службы HR и IT. Сотрудникам информационных технологий помогает вести разработку местная IT-компания. Эта работа близка к завершению, и мы в ближайшее время начинаем внедрение созданной системы.
Итак, административная группа отвечает за «бумагооборот». Еще следует отметить офис-менеджера, который подчинен HR-менеджеру киевского офиса, и двух секретарей — один в Киеве, другой на фабрике в Прилуках.
Наконец, у нас в службе работают два стажера — мы, как и другие подразделения компании, принимаем их с целью развития до уровня менеджерских позиций.
Вот эти люди, включая меня, и составляют 22 сотрудника HR-службы.