Еще 5-6 лет назад упоминание словосочетания корпоративная культура в группе менеджеров вызывало недоумение. Потом многие научились легко связывать его с такими незамысловатыми понятиями как аккуратная одежда сотрудников, чистота и порядок на рабочих местах, наличие туалетной бумаги в офисных туалетах. Однако развитие неотвратимо. И сегодня мы наблюдаем «большой скачок» интереса к корпоративной культуре в украинском менеджменте.
Существует ли корпоративная культура в фирме, где об этом никогда не говорят, люди одеты неряшливо, а в помещениях нет чистоты и порядка? Раньше все отвечали «Нет!», теперь многие отвечают «Да!». Т.е. у деловой элиты Украины сформировалось правильное понимание того, что культура существует независимо от того, обсуждают ее или нет, следят ли люди за чистотой своей одежды и офисных помещений. Просто она разная в разных организациях: сильная и слабая, открытая и закрытая, живая и консервативная. И от того, стоит ли дорогая кофемашина в каждой комнате офиса А-класса корпоративная культура сама по себе не появляется и не улучшается.
Как же она возникает? Известный специалист в области корпоративной культуры Рольф Рюттингер (Германия) считает, что она возникает как продукт взаимодействия рынка и общества. Корпоративная культура фирмы проявляется обычно через представление о ценностях. Причем образованный человек понимает, что в данном случае речь не идет о материальных ценностях, доходе или объеме продаж. Речь идет о моральных ценностях, некоторых принципах построения отношений с персоналом и клиентами фирмы. Рассмотрим парочку примеров.
Пример «Ценностей» абстрактной компании «Рост»:
- Люди — наш главный капитал.
- Мы строим долгосрочные отношения с клиентом.
- Качество обслуживания должно быть безупречным.
Пример «Ценностей» компании «Спад»:
- Если тебя что-то не устраивает — можешь уходить
- Не обманешь — не продашь.
- Деньги не пахнут.
Ценности, как видим, совершенно разные. Различной будет и корпоративная культура этих компаний. Но в самом ее наличии сомневаться не приходится.