Для читателей, неискушённых в биржевых терминах дадим небольшую справку. Термином SPO (Secondary Public Offering) обозначают вторичное публичное размещение акций на бирже. В данном случае имеется в виду биржа ценных бумаг высокотехнологичных компаний NASDAQ.
Термином IPO (Initial Public Offering) обозначают первичное размещение акций, когда компания превращается из частной в публичную, а её акции становятся доступными широкому кругу инвесторов (инвестором на бирже считается любой человек или организация, купившие ценные бумаги).
В случае с первоначальным размещением акций ситуация достаточно проста (ну, скажем так простых ситуаций в финансах не бывает, это мы постараемся представить её упрощённо): компания собирающаяся провести IPO оценивает свою стоимость в определённую сумму, под которую и выпускаются акции, которые затем продаются на бирже. Если стоимость рассчитана верно, цена акций не сильно изменится по отношению к первоначальной. Если компания себя «переоценила» — стоимость акций упадёт, если, наоборот, доверие рынка выше, чем предполагалось – акции поднимутся в цене. В дальнейшем курс акций будет достаточно точно отображать состояние дел в компании и перспективы её развития.
В случае вторичного размещения ситуация сложнее. Совершенно ясно, что простая эмиссия акций сродни печатанию необеспеченных денег – это размывает стоимость активов компании и влечёт за собой снижение курса её акций на бирже. Бывает так, что деваться некуда и на этот шаг приходится идти, чтобы привлечь дополнительные средства, скажем для погашения долгов. Другой случай, если дополнительные акции не печатаются, а просто продаются пакеты, которые не попали раньше на биржу, а были, например, распределены между инвесторами.
Именно так и прошло SPO Яндекса. Стоимость пакета акций, проданного акционерами компании составила $551,77 млн., что составило 7,4% капитала компании. К продаже предлагались акции класса А, дающие один голос на одну акцию. Акции класса В, дающие 10 голосов на акцию есть только у изначальных акционеров и продать на бирже их невозможно, сначала придётся конвертировать их в акции класса А (с неизбежной потерей стоимости). Напрямую их можно продать только другим первоначальным инвесторам. Эта схема часто применяется в акционерных обществах для защиты от недружественного поглощения.
Двое из основателей Яндекса А. Волож и И. Сегалович продали свои пакеты на общую сумму $121,6 миллиона долларов. В ходе первого дня торгов на NASDAQ падение котировок акций Яндекса составило 8%.