Главная > Работа и персонал > Человеческий интеллектуальный капитал — основа развития бизнеса в XXI веке

Человеческий интеллектуальный капитал — основа развития бизнеса в XXI веке

Интеллектуальный капитал в бизнесе

Еще в начале 90-х годов в экономическую лексику вошло понятие «интеллектуальный капитал», которое дальновидные предприниматели стали быстро практически использовать. Интеллектуальный ресурс стал товаром, начал принимать непосредственное участие в бизнесе и приносить прибыль. Сравнительно быстро сформировался рынок интеллектуального товара (нематериальных активов). Предприниматели, коммерчески грамотно использующие интеллектуальный потенциал, получили значительные финансовые и конкурентные преимущества. Доллар, затраченный на синтезирование и коммерциализацию перспективных бизнес-идей, на научные исследования и разработку рыночной ориентации, в восемь раз увеличил прибыль, что значительно превзошло вложения капитала в технику.


Сегодня существуют различные определения интеллектуального капитала. Наиболее полно и корректно его суть раскрыли экономисты Д. Клейн и Л. Прусак:

Интеллектуальный капитал — это интеллектуальный материал, который формализован, зафиксирован и используется для производства более ценного имущества.

Существуют и более конкретные определения интеллектуального капитала — это сочетание ряда факторов – и, в том числе, человеческих ресурсов, целенаправленно влияющих на достижение конечного результата. Человеческие ресурсы зависят от уровня образования и интеллекта сотрудников, стоимости рабочей силы, занятости, уровня жизни, восприятия и оценки информации персоналом, материально-технического обеспечения научной деятельности, уровня аналитического мышления и инновационной способности коллектива, участвующего в совместной бизнес-деятельности, а также других факторов. Но главными остаются — интеллект, знания, эрудиция, творческий потенциал и «успехотворный» климат коллектива, делающего совместный бизнес. Совокупный интеллектуальный фонд бизнес-единицы предприятия, фирмы (независимо от её величины и формы собственности), в современных теориях и технологиях развития бизнеса обладает в 3—6 раз большей ценностью, чем её материальные ресурсы.

Потенциал интеллектуального капитала в современных условиях конкуренции в бизнесе настолько велик, что приоритет в успешном развитии отдается уже не техническим возможностям, а человеческому капиталу, поскольку именно он является мощной движущей силой создания конкурентоспособного продукта, и только он способен обеспечить рыночный успех в самый короткий срок.

Специалисты бизнес-технологий утверждают, что повышение интеллектуального потенциала человека на 10% увеличивает стоимость создаваемого им интеллектуального продукта в 11 раз, но этот процесс не бесконечен. Даже безлимитный интернет, пользование которым не регламентировано и не ограничено, при правильном подходе способен обеспечить существенное улучшение знаний и навыков за счет самообразования. Надежный доступ к свежей информации для бизнеса крайне важен, поэтому стоит обеспечить интернетом как можно большее количество своих сотрудников. Использование абсолютных способностей человека уже на 35—65% требует стимулирующего индивидуального воздействия, а свыше 65% — предельной мобилизации функциональных резервов личности («работа на износ»). Интеллектуальный человеческий потенциал очень чувствителен к системе личностных отношений на предприятии и наиболее ярко проявляется там, где руководство осуществляет эффективный кадровый менеджмент.

Структура интеллектуального капитала состоит из трех составляющих: человеческий, структурный и потребительский. Главенствует, безусловно, человеческий капитал, означающий способность отдельной (конкретной) личности и коллектива, совместно делающих бизнес, приносить прибыль, используя знания, образование, опыт, талант, интуицию, физические и психологические качества и другие характеристики.

Бесспорен тот факт, что все богатство мира создано человеческим разумом — интеллектуальным творческим трудом и интеллектуальным продуктом. Совокупный (корпоративный) интеллектуальный продукт фирмы — основа ее интеллектуальной собственности, коммерциализация которого не только приносит прямую прибыль, но и повышает суммарную стоимость ее нематериальных активов: имиджа, фирменного наименования, торговой марки, брэндов, ценных бумаг и т. д., а также увеличивает инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность, укрепляет рыночную позицию организации. Формами коммерциализации интеллектуального продукта могут быть:

  • вклад его в уставной капитал (фонд) предприятия без отвлечения денежных ресурсов;
  • переуступка (продажа на определенных условиях) прав на использование конкретных объектов интеллектуального ресурса как неотчуждаемой собственности сторонним субъектам бизнес-деятельности по отдельным соглашениям (например, лицензионным договорам) соответственно юридически оформленным;
  • продажа бизнес-идей, результатов научных разработок и/или ноу-хау в качестве отчуждаемой собственности на рынке интеллектуальных товаров и услуг;
  • заклад под залог в финансовые структуры для получения кредита;
  • использование его в качестве инвестиций, вкладываемых в коммерчески перспективные бизнес-проекты.

Известны различные варианты применения фирмой своего человеческого ресурса в зависимости от осуществляемой в данный момент стратегии бизнес-деятельности. Так, если приоритетными являются стратегия роста и диверсификация бизнеса, то необходимо использовать совокупный интеллектуальный потенциал для выполнения маркетинговых исследований, чтобы по их результатам определить «направления прорыва», и выявить «золотое» бизнес-новшество из «своего портфеля» или заимствованное извне. При осуществлении предприятием стратегии стабилизации бизнеса усилия должны быть сконцентрированы на использовании интеллектуального ресурса коллектива, на сокращении внутренних издержек производства и укреплении рыночной доли фирмы на конкретном рынке. В том случае, если речь идёт о выживании предприятия, то следует незамедлительно привлечь интеллектуальный ресурс для перестройки действующих систем менеджмента и реорганизации кадровой и конкурентной политики.

Скорость изменения потребительских свойств продукции предприятия, т. е. величина выгоды (пользы), получаемой потребителями, во многом определяется генерацией (синтезом) новых бизнес-идей, базирующихся на интеллектуальном потенциале коллектива. Найти этот самый коллектив можно любыми способами, в т.ч. и с помощью сайта знакомства в Самаре. И хотя сами по себе бизнес-идеи, несущие «интеллектуальный пробивной заряд» и коммерческую привлекательность, не являются полноценным рыночным продуктом, с помощью факторов-реализаторов, таких как деньги и менеджмент/маркетинг, им может быть придан товарный вид, и идеи успешно реализуются в новые и/или модернизированные товары и услуги с конкретными преимуществами перед аналогами-конкурентами, а также, что реже — в пионерские товары. В свою очередь, новая перспективная идея, формализованная и зафиксированная соответствующим образом, приобретает статус интеллектуального товара с высокой ликвидностью.

Человеческий интеллектуальный потенциал наиболее оперативно и эффективно используют предприятия малого бизнеса, и, прежде всего, венчурные и внедренческие фирмы. Этому способствует быстрота принятия решений (нет сложных иерархических управленческих структур) и совмещение функций руководителя и собственника (бизнесмена и менеджера) в одном лице, знание отрасли бизнеса и рыночной конъюнктуры. Наиболее гибкой и приспособленной к эффективному производству является структура фирмы, построенная по так называемому «трёхзвенному» принципу:

Первое звено — «мозг» фирмы. Состоит из нескольких высоквалифицированных и разносторонних специалистов с рыночной ориентацией, обладающих развитой интуицией и творческим аналитическим мышлением, умеющих оперативно ориентироваться в складывающейся обстановке, оценивать преимущества того или иного нововведения и своевременно (это важно!) реализовывать интеллектуальную новацию.

Второе звено — внештатные профильные специалисты, обладающие интеллектом и знанием современных бизнес-технологий, привлекаемые по мере надобности для решения конкретных задач. Оплата их труда производится по трудовым соглашениям в соответствии с качеством и важностью выполненной работы.

Третье звено — высококвалифицированные штатные сотрудники, выполняющие работы по специальности (поощряется совмещение профессий), с мощной восприимчивостью к новациям. Они привлекаются к работам в зависимости от производственной надобности с оплатой, соответствующей выполненной работе с учетом ее качества, сроков выполнения и экономии ресурсов.

Такая гибкая структура позволяет без проблем осуществлять ротацию специалистов «под решаемую задачу», способствует быстрому формированию дееспособной группы сотрудников, которые в сжатые сроки могут найти оптимальное решение производственной задачи. Таким образом в структурированных фирмах затраты на одного работающего в 2 — 3 раза меньше, а его отдача в три—четыре раза выше, чем в сложно структурированных фирмах.

Успешной доработке и коммерческой реализации новой бизнес-идеи способствуют следующие основные условия:

  • Наличие новационного подхода к оценке реальной ситуации в окружающей бизнес-среде, умение из интеллектуального наличного ресурса извлекать нужные решения для реализации новшества. Готовность идти «до конца» и вкладывать свои ресурсы во имя реализации бизнес-идеи ее разработчиками.
  • Формирование, формализация и фиксирование реальных коммерческих и социальных преимуществ новшества его создателями (новизна, полезность, готовность к промышленной реализации в намеченный срок и с расчетными показателями), адекватная их оценка потенциальными пользователями и инвесторами.
  • Наличие готовности рынка к востребованию новшества, достаточно продолжительный срок его коммерческой полезности, отсутствие на рынке аналогов-заменителей.
  • Наличие реальных инвесторов, готовых «за свои деньги» купить коммерческое предложение.

Человеческий интеллектуальный капитал — это «виртуальные деньги», их нельзя взять в руки и положить в карман. Но это действительно большие деньги, которые согласно бизнес-технологиям можно обналичить, вложить в бизнес и дать им возможность приносить прибыль.

Каждые пять лет объём знаний человечества удваивается, а, значит, усиливается влияние человеческого интеллектуального капитала на диверсификацию и совершенствование бизнеса.

Вложение средств в интеллектуальный ресурс — высоко прибыльный бизнес, а эффективное использование интеллектуального потенциала — это бизнес по-крупному.

Читайте также:

Прокомментируете вышенаписанное?

* обозначены обязательные для заполнения поля