Почему популярность развлекательного или новостного сайта ставится синонимом вульгарности и пошлости? Почему вообще произошла такая подмена понятий: неприлично=популярно=выгодно? Вульгарность называют смелостью, пошлость — откровенностью. Неужели такие материалы настолько востребованы значительной частью интернет-аудитории, которая, соответственно, является аудиторией большинства развлекательных сайтов, что писать больше не о чем? А посмотрите на популярные сборники статусов для соцсетей — просто нет слов!
Толпа меряет по себе, и норма поведения (повествования, уровня, стиля, лексики) для толпы становится точкой отсчета на общепризнанной шкале. Общепризнанной — то есть, признанной большинством, той самой толпой. Естественно, что информационный ресурс, ориентированный на завоевание и удержание толпы любой ценой, опускается до этого уровня. Ведь большинство сайтов в сети сделано ради денег и только денег. Так стоит ли удивляться обилию отвратительных тизеров и баннеров даже на вполне приличных, на первый взгляд, веб-ресурсах? Стоит ли удивляться, что даже продвижение бренда в социальных сетях часто связано с созданием вирусных рекламных роликов сомнительного «сенсационного» содержания на грани фола? И не потому, что у маркетологов нет других идей, просто этот прием всегда срабатывает. Даже с продвижением серьезных торговым марок премиум-сегмента.
Дешевая популярность — слишком широко открытая ловушка, в нее попадали, попадают и будут попадать. До тех пор, пока популярность и эпатажность можно будет легко конвертировать в реальные деньги. Особенность ловушки заключается в том, что выкарабкиваться из нее ни вебмастера, ни владельцы сайтов, ни сами читатели не считают нужным — цель достигнута, вершина взята, ее качество при этом – вопрос для манимейкеров неуместный. К тому, же, качество завоеванного пространства оценивается по своим собственным критериям, которые, в случае подобной популярности, одного калибра с критериями толпы.
Если же снизойдет «прозрение» и запертый пожелает сменить стиль и образ, то перед ним встанет достаточно серьезная задача. Как тяжело восстановить подмоченную репутацию, так же трудно перевести издание с рельс бульварного листка или глянцевого журнала с силиконовой дивой на обложке на уровень серьезного ресурса. Проще начать с нуля. Благо, стоимость разработки и последующей раскрутки нового сайта стоит недорого.
Казалось бы, все довольны: пишущие пишут, читающие читают, и те и другие нашли друг друга. Но перекос критериев оценки смещает норму с созидания и прогресса на застой и деградацию. Человек – ленив, а вульгарность не требует напряжения. Рождается и активно развивается общество потребления, которое ущербно уже с самого своего рождения.
Пирожок из популярных методов создания интереса у публики рассчитан для игры на примитивных инстинктах и таких же примитивных реакциях. Игра на желании почувствовать свою значимость, нужность и исключительность культивируется и поддерживается армией маркетологов и рекламистов, которые продадут что угодно и кому угодно — и новый веб-сайт, и виртуальную валюту в популярной онлайн игре. Даже если телефон вам нужен только для звонков или редких смс — маркетолог все равно позаботится о том, чтобы продать вам дорогой смартфон, незаметно для вас же играя на ваших утаенных желаниях и инстинктах. Красивая девушка может продать что угодно, верно? А слегка украшенная Фотошопом девушка?
Липкий мир развлечений затягивает и расслабляет. Не нужно тянуться за мыслью автора, находить контраргументы и выстраивать логические цепочки. Все легко, просто и понятно: «бег на месте общепримеряющий». Нет, я, в принципе, не против существования глянца или дешевых газеток, каждому — свой прилавок. Но когда альтернативы нет, когда легко поглощаемое чтиво расползается по подавляющей части информационной территории, этот уровень становится новым стандартом. Новой грустной нормой.
И этот путь ведет под уклон. Отпущенный на свободу уровень информационного пространства будет опускаться все ниже и ниже, если, конечно, не найдется противовес в виде мощных ресурсов, рассчитанных не на количество читателей, а на их качество. Не на тех, кому все равно, что есть, лишь бы слаще или острее, а на «гурманов». Сейчас таких ресурсов немного, их посещаемость ничтожна по сравнению с «развлекательным сегментом» сети. Может быть, появится, но это точно будет не что-то вроде современных социальных сетей – на них надеяться не стоит, они всего лишь зеркало наших реальных желаний и пороков.
Может быть, когда-то найдутся смельчаки, которые не только приготовят ресурс для ценителей хорошей кухни, а не фастфуда, но и умелым PR-ом создадут спрос на него. Ведь толпе свойственно плыть за лидерами, а лидеры бывают разные. Может быть, такое светлое будущее когда-нибудь станет явью. А пока желтый запах нестираных новостей плотно окутал интернет – и менять этот запах никто не собирается.