Как влияют на мотивацию достижимые и недостижимые цели

Мотивация — это внутреннее индивидуальное стремление человека. Воздействие на нее может помочь получить искомый результат. Стимулирование — это внешнее воздействие. Цель, недостижимая изначально, дает сотруднику понять, что усилия прикладывать бесполезно — все равно толку никакого.

Почему страшилки для персонала работают плохо

В случае если цели достижимы на 100% и это всем сразу понятно, то можно работать «как обычно», т.е., не прикладывая дополнительных усилий, не осваивая новых знаний и навыков. Другими словами, никакого вызова в этих целях нет, и из-за этого так часто исчезает «огонек» в работе. Мы продолжаем делать то, что делали, поскольку все равно планы будут выполнены. Подобная ситуация знакома многим компаниям, вышедшим на рынок в своем секторе раньше других, добившимся хороших результатов за счет занятия ниши и «снятия сливок», нашедших «золотую жилу». Их сотрудники, часто находясь в полной уверенности того, что они и так лучшие, часто начинают «закисать» в собственном соку.

Оптимально — цель должна быть смелая, непростая, но реальная. В таком случае у сотрудника остается и некий вызов, подкрепленный доверием, ведь лишь бы кому важную и сложную цель не поставят. Конечно, не имея никакого опыта в стимулировании сотрудников, можно получить как неожиданный и не всегда нужный результат, так и вообще «загубить» мотивацию. Даже самые страшные страшилки, рассказанные руководством, не будут мотивировать человека работать лучше, чем понимание того, что он делает, зачем и что в итоге получит для себя лично.

К счастью, по мотивации и стимулированию написана гора книг, существует масса подходов к выявлению мотивации (начиная от пирамиды Маслоу, всевозможных тестов и проч.) и формированию комплекса упорядоченных стимулов (системы грейдов/уровней, бонусов, система развития сотрудников в компании — как нематериальный стимул и др.).

Личность руководителя очень важна для успешной работы компании. Прослеживается прямая зависимость результата работы сотрудника и самой компании от алхимии между руководителем компании и HR-менеджером, что в целом — давно признанный факт. Другими словами, ценности руководителя (а если он основатель — то и ценности всей компании), разделяемые другими сотрудниками — великая вещь.

Однозначно стимулирующей для каждого сотрудника будет возможность видеть свое развитие в этой компании. Когда дорога впереди видна — идти всегда легче. Но всегда важно понимать, что это именно твоя дорога, а не та, которой тебя заставляют идти.

Внутреннее ощущение человека, что он идет «своей» дорогой — очень тонкое и его легко потерять (все мы не раз были в роли заблудившегося мальчика в лесу). Найти это ощущение снова — задача сугубо индивидуальная, если не интимная, и в такие моменты ценный совет из уст уважаемого и мудрого человека часто просто необходим. Это не значит, что суть совета будет в инструкции к действию, совсем нет. Он поможет посмотреть на проблему с другой стороны, наведет на размышления, покажет разные возможности, наконец. А выбор — дело личное. При этом, мудрый советчик не станет указывать пошаговую дорогу к выходу из леса, а натолкнет на мысль, что, может, стоит посмотреть на картину в целом. Это само по себе и будет уже ключом к разгадке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *